McDonald’s. История одной революции

McDonald’s – бренд сумевший произвести революцию не только в индустрии питания, но и в головах миллионов людей по всему свету. McDonald’s – история огромных денег и безумных идей. McDonald’s – жизнь людей наплевавших на свой бизнес, но получивших мировую славу. Каждый из нас, кажется, знает о McDonald’s все, но не знает о нем ничего. Так что же такое McDonald’s?

Макдональдс история создания

Как это обычно бывает со всеми знаменитыми брендами, началось все в Соединенных Штатах Америки. Именно там, в 1940 году, в самый разгар Второй Мировой войны, два брата Дик и Мак Макдональды решили организовать свой маленький бизнес в сфере общественного питания, и открыть небольшой ресторанчик в городе Сен-Бернардино. Сен-Бернардино – небольшой городок (чуть поменьше Тамбова), прославившейся сетью идеально гладких дорог, одним из самых больших в Штатах конклавом мормонов и безжалостным истреблением индейцев племени Юхавиатам. Так что, сама судьба была за то, чтобы здесь появилось хоть что-то, что смогло бы прославить этот городок на весь мир. И вот, в то время, как в Старом свете люди вели войну за мир во всем мире, в Новом, братья Макдональды вели собственную маленькую войну за место под солнцем. Правда, тогда они еще не знали о своем великом предназначении, и, наверное, потому, в своем бизнесе отнюдь не проявляя имперский амбиций. Братьев вполне устраивал заработок который они имели. Но, спустя несколько лет в Сен-Бернардино появилось столько ресторанчиков, что Макдональдсы всерьез задумались о том, что в своей жизни нужно что-то менять, ведь дохода они стали получать значительно меньше.

Как это не удивительно, но что бы увеличить получаемую прибыль, Дик и Мак решили уменьшить цену на свою продукцию. Но, никто не будет работать в убыток, и тогда братья Макдональдсы воплотили в жизнь, на тот момент, сумасшедшую идею – реструктуризировать свой ресторан и вести в нем самообслуживание!

Это для советских людей самообслуживание было чем-то самим собой разумеющимся. Для американцев же такая модель была из ряда вон. Они привыкли прейти в ресторан, занять свой столик в сопровождении гарсона, заказать тарелочку французского мяса с белым вином (или с каким там его употребляют) и дожидаться своего заказа не более десяти минут. Поэтому введенное братьями Макдональдсами самообслуживание было поистине революционным.

Но, что выиграли от этого Макдональдсы? Очевидно, главное они полностью сократили штат официантов. И тут встала новая проблема: кто-то в любом случае должен был стоять на раздаче. Так почему бы не поставить самих поваров? Но, для этого пришлось бы запускать посетителей на кухню, а делать этого братьям явно не хотелось. Тогда, Дик и Мак решили совершить еще одну маленькую революцию и совместить кухню с залом. Но, сделанного им показалось мало, и поэтому было решено преобразовать кухню, превратив ее в подобие ленточного конвейера.

В литературе часто можно встретить упоминания о том, что конструкцию кухни работающей по принципу ленточного конвейера братья Макдональды чертили мелом, ползая на коленках по своему теннисному корту. Вы когда-нибудь пробовали лазить на коленках по теннисному корту? Даже и не пробуйте! Это жутко неудобно, все коленки можно содрать. А про то, чтобы чертить мелом, уж и говорить не приходится. Хотя, после службы в армии, когда тебя заставляют красить листья на деревьях и траву в газонах, все может быть…

Ленточный конвейер был удобен тем, что время на приготовление блюд резко сокращалось, а еще действия поваров на кухне оттачивались до автоматизма.

Но, внедрение в ресторане Макдональдс подобных новшеств не избавило от проблемы порчи продуктов. Ежедневно он выкидывал на помойку килограммы просроченной еды. И тогда, было решено резко сократить количество предлагаемых посетителям блюд, оставив лишь самые ходовые. Среди них были гамбургеры, чизбургеры, пирожки, чипсы, картошка и несколько видов безалкогольных напитков.

Ко всему вышесказанному нужно добавить бумажную посуду, которую не нужно было мыть, а значит и штат посудомоек содержать не стоило.

Все эти новшества помогли Макдональдсам создать, а значит и первыми занять новую нишу в американском общепите, под названием Fast Food. Но, Макдональдс так бы и остался никому не известным (кроме своего штата) ресторанчиком, если бы в один из дней на его пороге не появился уже не молодой человек с хитрыми живыми газами и расплывающейся по всему лицу улыбкой. С этого момента в истории Макдональдса начинается новая глава, под названием McDonald’s

История развития Макдональдс

Рей Крок, так звали человека с которым мы познакомились строчкой выше. Никакого отношения к успеху Макдональдса он тогда не имел и даже не думал иметь. Он всего лишь продавал миксеры для коктейлей. А раз в Макдональдсе все автоматизировано, то они являлись его лучшими покупателями. Но, ресторан Макдональдс был всего один, а миксеров у Рея было много, и тогда сообразительный предприниматель решает предложить Дику и Маку расширить свой бизнес, открыв еще парочку забегаловок, куда бы он смог бы продать еще несколько своих миксеров. Но, братьев вполне устраивал получаемый доход и развиваться они не хотели. Тогда Крок придумывает гениальный план – он предлагает братьям начать продавать франшизы. Смысл ее был в следующем: любому желающему предоставлялась возможность открыть ресторан Макдональдс, но при этом, он обязан был заплатить Кроку 950 долларов единоразово и затем каждый год отчислять по 1,9% дохода. Небольшую часть денег, всего 0,5%, Крок переводил Макдональдсам, ну, а львиную долю забирал себе. При этом, покупатель франшизы был обязан использовать оборудование и технологию, описанную в франшизе. Ну, конечно же в эту франшизу Крок включил свои миксеры, ведь тогда он еще и подумать не смел, что его идея воплотиться в самую гигантскую франчайзинговую сеть в мире. Братьям идея понравилась, и с этого момента история развития Макдональдс неразрывно связанна именно с именем Рея Крока.

В 1954 году, заложив дом в качестве кредита, Рей Крок открывает свой ресторан McDonald’s в городе Дес-Плейнс.

рэй крок

«В 1954 году мне было 52 года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и большую часть щитовидной желез. Но я верил в будущее»

Рей Крок

В 1955 году Рей Крок организовывает компанию «Макдональдс Систем Инк» которая распродает франшизы всем желающим. Но, бизнес не удался. Он совсем не приносил тех успехов, на которые рассчитывал Рей. Все бояться покупать франшизы еще не изведанной ниши фаст фуда. Точнее боялись, пока в дверь Кроку не постучалась удача в лице чикагского журналиста Сэнфорда Агате. Он купил франшизу Крока и уже в первый день работы ресторана сумел заработать 450$. Неслыханные деньги по тем временам. Второй день работы принес Агате 800 баксов. А совсем скоро ресторан стал приносить стабильные 30 тысяч в месяц. Это был немыслимый успех. Вдохновленный такими результатами к Кроку потянулись желающие приобрести франшизы. Так Рей Крок стал постепенно становиться богатым, а McDonald’s приобретать славу.

Рей Крок не останавливается на достигнутом и делает все, чтобы развивать McDonald’s дальше, но ему мешают братья Макдональдсы, тогда он решает выкинуть их из бизнеса. А для этого ему необходимо 2,7 миллиона долларов. Таких денег у Рея никогда не было. Но это не останавливает бизнесмена, ведь за эти деньги он выкупит все права у «зажравшихся» братьев. Совместно с Гарри Зоннеборном, главным финансистом Макдональдса, и Ричардом Джей Бойландом, юристом, Крок проворачивает махинацию со своими активами и искусственно раздувает их в четыре раза. С этими бумагами он идет крупнейшие банки страны и без проблем получает кредит на 2,7 млн долларов. Теперь Кроку ничего не мешает выкупить у Дика и Мака все права на бренд McDonald’s.

В 1961 году Рей Крок покупает все права на бренд McDonald’s и начинает уверенно шагать сначала по стране, а затем и по всему миру.

Уже в 1965 году компания McDonald’s стала выпускать и продавать свои акции. Популярность бренда была на столь высока, что уже спустя несколько недель торгов акции выросли практически в двое с 22,5 долларов за штуку, до 44.

В 1967 году McDonald’s открывают свой первый ресторан за пределами Штатов. Для пробного шага была выбрана соседняя Канада. Опыт оказался успешным, и Макдональдс стали продавать фарншизы по всему миру. Кстати, на сегодняшний день в Канаде открыто уже более 1000 ресторанов McDonald’s.

Описывать все страны в которых были открыты ресторан McDonald’s думается не стоит. Можно лишь упомянуть о 31 января 1990 года, когда под лозунгами аля «Америка. Дружба. Жвачка» открылся первый в Советском Союзе ресторан McDonald’s. В этот день был побит рекорд по количеству посетителей за один день. Ведь в очереди за заморскими гамбургерами и  (ссылка на статью с колой)колой стояли более 30 000 человек! Но, если вы думаете, что этот рекорд до сих пор не побит, то вы глубоко заблуждаетесь. Так, в 1992 году в Пекине за один день обслужили более 40 000 посетителей.

Советского Союза уже давно нет, а Макдональдс живет и процветает, так по сообщению опубликованном Хамзатом Хасбудатовым (президент компании McDonald’s в России), на 31 января 2017 года ежедневно в России обслуживается более 1,1 миллиона человек.

История создания логотипа Макдональдс

Но, история развития McDonald’s была бы не полной, если не упомянуть о истории создания логотипа Макдональдс. Большая желтая буква М на красном фоне – один и самых узнаваемых логотипов в мире.

Но, если присмотреться поближе, то выйдет не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Буква М на логотипе вовсе не какая не М, а две арки для автомобилей…, впрочем, обо всем по порядку.

История логотипа Макдональдс началась сразу же после покупки Реем Кроком прав на бренд. Рей понимал, что для его бизнес идеи нужны узнаваемые ассоциации, одной из которых является логотип. В 1962 году во всех ресторанах McDonald’s появляются большие золотые арки

золотые арки макдональдс

и повсюду популяризируется слоган «Ищите золоте арки» (Look for the golden arches).

Позже, в 68м Джим Шиндлер объединяет арки в одну большую букву М, добавляет под ней имя компании McDonald’s и помещает все это на ярко-красном фоне. Именно такова история создания знаменитого логотипа Макдональдс.

Статья подходит к концу, и пора подводить какие-то итоги. История компании McDonald’s на деле демонстрирует какую революцию могут совершить большие деньги и целеустремленность людей. Как веря в свой успех и желая заработать, можно перевернуть с ног на голову целую индустрию питания и взгляды на мир миллионов людей. Заставить поверить инвесторов в то, что твой бизнес не имея ровным счетом ничего, может принести огромные дивиденды. Как «забить» на свой бизнес и при этом быть вписанным в него золотыми буквами.

 

Похожие публикации:

Coca-Cola. История одного бренда